Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вольный стих

Энциклопедический словарь

Во́льный стих - в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий начала XIX в., стихотворных комедий и драм. (Не смешивать со свободным стихом.)

* * *

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - ВО́ЛЬНЫЙ СТИХ, в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе (см. ЯМБ) , свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий нач. 19 в., стихотворных комедий и драм. (Не смешивать со свободным стихом (см. СВОБОДНЫЙ СТИХ)).

Большой энциклопедический словарь

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий нач. 19 в., стихотворных комедий и драм. (Не смешивать со свободным стихом).

Гуманитарный словарь

ВО́ЛЬНЫЙ СТИХ - в рус. силлабо-тонич. стихосложении рифмов неравностопный стих с неурегулиров. чередованием строк разной длины (от 1-стопных до 6-стопных). Как правило, нестрофичен. Переносы в В. С. редки, длина стиха обычно определяется длиной интонац. отрезка. В рус. классич. поэзии разрабатывался лишь один вид В. С. - вольный ямб, опыты др. размеров в В. С. были раритетами, поэтому термины "В. С." и "вольный ямб" часто употребляются как равнозначные. "Основоположником" вольного ямба в рус. поэзии считается А. П. Сумароков, утвердивший этот стих в басне; в высокой лирике В. С. начал использовать В. Петров, а затем Г. Державин. В 18 в. В. С. употребляется в басне (М. М. Херасков и др.), "сказках" (стихотв. новелле "Душенька" И. Ф. Богдановича), лирике, эпиграммах, переложениях псалмов, муз.-драм. произв. ("Цефал и Прокрис", "Альцеста" А. Сумарокова), в нач. 19 в. - в посланиях, элегиях ("Погасло дневное светило" А. Пушкина), драме ("Горе от ума" А. Грибоедова, "Маскарад" М. Лермонтова). Структура В. С. 18-19 вв. обнаруживает отчетливую связь с жанром: вольным ямбом с чередованием стопностей от 1 до 6 писали басни, иногда - комедии и драмы, в лирике колебание стопности значит. меньше, обычно от 4 до 6 (6-стопные строки всегда имели цезуру). В кон. 19 - нач. 20 в. получают распространение неямбич. В. С., прежде всего вольный хорей (В. Маяковский), а также вольные амфибрахий, анапест, дольник и др. (И. Анненский, А. Блок, А. Белый, Саша Черный и др.). 20 в. начинает использовать в В. С. сверхдлинные стихи (7-, 8- и 10-стопные ямб и хорей у В. Маяковского и Б. Пастернака, до 13 стоп вольного ямба у Н. Олейникова).

Полезные сервисы